Top.Mail.Ru
Компьютеры
Китайское правительство усиливает свою власть над ИТ-сектором (АНАЛИЗ)
10.09.2021 в 08:11
STILET
184

Вопреки ожиданиям коммунистической партии Китая (КПК) о том, что КНР будет развивать производство полупроводников, роботов и искусственного интеллекта, местный ИТ-сектор является наиболее успешным в создании социальных и вспомогательных платформ для торговли. Партия обеспокоена растущим политическим и экономическим влиянием ИТ-компаний и их руководителей, особенно в контексте потенциала обрабатываемых там данных. Как следствие, он проводит нормативные акты, расследования в отношении компаний или репрессий против их президентов, что направлено на подчинение сектора

Развитие китайских технологических компаний

Технологический сектор Китая долгое время не регулировался. В 1990-е годы роль правительства ограничивалась привлечением капитала в виде прямых иностранных инвестиций и защитой местных предприятий от иностранной конкуренции с помощью барьеров для входа на рынок. На местном уровне правительство вознаградило инвестиции в ИТ различными налоговыми льготами и преференциями, а также бесплатной передачей земли для инвестиций. В то время китайские компании в основном копировали успешные зарубежные решения, которых либо не было на китайском рынке, либо не адаптировались к нему.

Разрешительная политика правительства и потенциал внутреннего рынка, поддерживаемый иностранным капиталом и решениями руководства, привели к динамичному развитию китайских технологических компаний. Как следствие, они начали разрабатывать собственные проекты, в том числе в области новых технологий, и выходить на зарубежные рынки (например, в Африку), не уступая нынешним американским лидерам. Примеры успеха — это в первую очередь компании, ориентированные на предоставление услуг, такие как Alibaba (электронная коммерция), WeChat (мессенджер), Didi (эквивалент Uber). Технический сектор Китая стоит более 4 триллионов долларов. (в несколько раз меньше американского), и более 160 так называемых единорогов (компаний с капитализацией более 1 миллиарда долларов), почти половина из них связана с новыми технологиями — робототехникой, искусственным интеллектом или обработкой больших данных. Иностранный капитал по-прежнему играет ключевую роль в финансировании, которое, наряду с увеличением масштабов операций китайских компаний, достигается путем первичного публичного предложения (IPO) на фондовой бирже, часто в США. Благодаря IPO текущие инвесторы также получают прибыль.

Warface App.png

Роль сектора

Китайские технологические компании, благодаря своему развитию и общему росту важности технологий, оказывают все более сильное влияние на экономику, и их вклад в ВВП постоянно растет. В то же время, наряду с оцифровкой других секторов рынка, они занимают доминирующее положение в других областях, например, в платежах. В них также работают десятки миллионов человек, и они сотрудничают с сотнями тысяч организаций из различных отраслей. Следовательно, их действия оказывают значительное влияние на функционирование рынка труда и конкуренцию в китайской экономике. Из-за отсутствия конкретных правил в этой отрасли (например, в отношении прав сотрудников платформы или функционирования цифрового рынка) ИТ-компании используют свое положение, чтобы вынудить более мелких конкурентов исключительно сотрудничать или продавать компании и предлагать сотрудникам невыгодные условия труда (например,заработная плата ниже официальной минимальной заработной платы).

Следствием привлечения иностранного капитала является частичный контроль над ресурсами компаний. Например, около четверти акций Alibaba или Tencent контролируются иностранными организациями, в том числе из США, Южной Африки и Японии. Благодаря правам собственности они влияют на работу компаний, которые становятся все более важной частью китайской экономики. Кроме того, у них есть доступ к своим технологиям, которые — перед лицом растущего технологического протекционизма в результате китайско-американского соперничества — представляют угрозу национальной безопасности согласно КПК. Технологии, разработанные китайскими ИТ-лидерами, также воспринимаются как важный элемент этого соревнования. Партия, предоставляющая отрасли щедрое финансирование, ожидает большего развития квантовых компьютеров, искусственного интеллекта и полупроводников вместо экономически выгодных потребительских решений. Однако еще более важным является доступ к огромным массивам данных о гражданах Китая, которые были собраны этими компаниями. Защита этих данных — одна из ключевых задач кибербезопасности Китая. В то же время власти стремятся получить максимально широкий и эксклюзивный доступ к данным, взяв на себя контроль над предприятиями (например, путем представления их людей в правление), а также путем национализации собранных данных

Модель управления и финансирования китайских технологических компаний была смоделирована на основе решений, используемых в американских компаниях. Руководители китайских компаний пользовались статусом знаменитостей, аналогичным американскому, в том числе Джек Ма (Алибаба) или Го Гуанчан (Фосунь). Их финансовое и политическое влияние неуклонно росло, как и компании, которыми они управляли. Они также контролировали данные о поведении или предпочтениях граждан Китая. Во время все более частых публичных выступлений губернаторы начали высказываться по социальным вопросам, также косвенно критикуя правительство — несмотря на их личные связи с КПК. С точки зрения партии, оспаривание ее монополии на поток информации или влияние на общественное мнение представляет собой экзистенциальную угрозу.

Нормативное наступление

Реакция правительства на растущее влияние руководителей компаний была однозначной. С 2020 года предприятия стали предметом судебных разбирательств со стороны регулирующих органов и других субъектов, ответственных за надлежащее функционирование рынка. Генеральных директоров вызывают на разъяснительные собеседования с чиновниками, после чего они меняют месседж, реже выступают, а некоторые полностью уходят из общественной жизни. Джека Ма не видели на публике с ноября 2020 года.

Правительство приняло прямые меры против нескольких сотен технологических компаний. Самыми известными были многочисленные антимонопольные разбирательства в отношении двух крупных концернов: Tencent и Alibaba. В ходе такого разбирательства был наложен штраф в размере 2,8 миллиарда долларов. Помимо антимонопольной деятельности, правительство блокирует доступ на фондовые биржи США (включая дебют Ant Group, запланированный на конец 2020 года, который должен был принести 37 миллиардов долларов) и наказывает компании, которые это сделали (Диди был вынужден удалите его приложение из магазинов после его дебюта). Инвесторы отреагировали на эти действия — в последнюю неделю июля капитализация китайских технологических компаний на бирже упала. примерно на 25 процентов (1 триллион долларов).

Китайские власти также подготовили новые правила данных, которые вступят в силу 1 ноября этого года. Они определяют, для каких целей и как данные могут быть собраны и использованы, а также возможности обмена данными с иностранными организациями. Ранее, 18 августа этого года, китайский регулятор постановил, что 43 приложения, в том числе одно из самых популярных в мире — WeChat, незаконно используют данные, и дал ответственным компаниям одну неделю на внесение изменений в способ обработки данных.

Выводы

Действия правительства Китая в отношении ИТ-сектора соответствуют тенденции к усилению наблюдения и контроля над обществом и экономикой. В то же время, действуя против компаний, предоставляющих услуги, он подвергается высокому риску, пытаясь перенаправить капитал и человеческие ресурсы на технологии, которые он считает наиболее важными. Однако темпы их роста определяются не доступностью финансирования (пока это сотни миллиардов долларов), а обусловлены удаленностью развития и необходимостью догнать технологические преимущества США и ЕС. .

В результате действий правительства пострадают крупнейшие китайские технологические компании, что существенно ограничит их возможности зарубежной экспансии. Введенные правила и ограничение доступа к иностранному капиталу уменьшат их конкурентное преимущество, что должно положительно повлиять на развитие технологического сектора в США и ЕС. В результате привлекательность китайской интернет-модели также снизится во всем мире.

С другой стороны, китайские регулирующие меры, решая аналогичные проблемы, гораздо более радикальны, чем те, которые предпринимаются в ЕС и США, а антимонопольные процедуры проводятся эффективно и быстро — в случае с Alibaba на это ушло четыре месяца. Возможный успех китайского эксперимента — устранение монополий, регулирование положения работников социальных платформ или национализация данных в форме общедоступной цифровой инфраструктуры, доступной для всех предприятий — может не только повысить инновационность и конкурентоспособность ИТ-сектора в Китае, но и также влияют на способ регулирования в других странах.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика